| 
 Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003
 
 Сборник статей научно-практического семинара  "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф" 
От кого: Штанге Елена Николаевна, учитель географии школа 32 г. Тольятти 
Тема: Графический материал из книги П.А.Громова "Рисунок в обучении физической географии" 
Дата: 29 января 2003
 Здравствуйте, коллеги! 
Наглядность в преподавании географии имеет большое значение. Когда учитель иллюстрирует свое объяснение на классной доске графически, а ученики переносят рисунки в тетрадь, происходит непроизвольные запоминание явления, связанного с конкретной деятельностью ученика. Независимо от способностей все дети любят рисовать.  
Задача учителя том, чтобы не только помочь ученикам создать с помощью штриха определение географического понятия, но и научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. На таких уроках все ребята заняты работой, внимательны, активны, организованны.  
Лучше всего применять набросок, схематический рисунок или просто схему. Нужно стремиться к тому, чтобы рисунок занимал минимум времени на уроке и не превращался в самоцель. Рисовать на доске лучше цветными мелками, цветной рисунок выразительнее однотонного. 
Работу по формированию умений и навыков с помощью пояснительного рисунка можно проводить с начального курса физической географии и далее использовать рисунки и схемы в курсе географий материков и океанов и при изучении физической географии России. Много рисунков и схем можно использовать в изучении трудных для усвоения тем: геологическое строение, рельеф, связь полезных ископаемых с геологическим строением. 
Текст, относящийся к рисункам, поможет учителю вскрыть основную сущность и показывает, как путем логически последовательных вопросов добиться понимания учащихся не отдельного, изолированного явления, а его взаимосвязи с другими.
 Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию графический материал из книги П.А.Громова: Рисунок в обучении физической географии , Москва, издательство Просвещение , 1989г. 
  
Рис.1 Вулкан в разрезе. 
Вопросы к теме: 
	-  Вулкан в разрезе имеет слоистое строение. Почему?
	
 -  Чем отличается действующий вулкан от потухшего?
	
 -  Как обозначают вулканы на географической карте?
  
  Рис.2 Использование горячих источников. 
Вопросы к теме: 
	-  На территории России известны гейзеры на Камчатке, горячие ключи на Чукотке, горячие озера в кратерах потухших вулканов Курильских островов. В этих же местах наблюдается вулканическая деятельность. Чем можно объяснить это сочетание?
	
 -  Какие вулканы называют действующими, какие потухшими?
  
  
Рис.3 Движение зернистой коры. 
Вопросы к теме: 
	-  Как изменяется земная поверхность после землетрясения?
	
 -  Где в России часто бывают землетрясения?
	
 -  Как люди борятся с нежелательными последствиями этого явления природы?
  
  
Рис. 4 Образование складчатых гор 
  
Рис. 5 Образование складчатых гор 
Вопросы к теме: 
	-  Какие вы знаете осадочные породы?
	
 -  Как они образовались?
  
  
Рис. 6 Выветривание горных пород. 
  
Рис. 7 Выветривание горных пород. 
Вопросы к теме: 
	-  
Туристы сделали очаг из камней. После того, как сварили обед и потушили водой костер, заметили, что камни потрескались. Отчего это произошло? Где в природе происходит аналогичное явление?  
	 -  
Если на дно цветочного горшка положить гладкую пластинку из мрамора или твердого известняка, то через несколько дней на пластинке образуются отпечатки корней растений? Чем это объяснить? 
  
  
Рис. 8 Работа ветра на равнине 
Вопросы к теме: 
	-  Какой вид наносят пыльные бури сельскому хозяйству?
	
 -  Как люди останавливают движение песка?
	
 -  Различают дюны морские, речные, материковые. Как они образуются?
  
  
К списку статей... 
  
  
 |