| 
 Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003
 
 Сборник статей научно-практического семинара  "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф" 
От кого: Мустафина Людмила Галиевна, учитель географии школы 110 г. Трёхгорный, Челябинская область  
Тема: Кружок "Изучение ПТК своей местности" 
Дата: 8 февраля 2003
 Здравствуйте, коллеги! 
 Цели: 
 
	-  Научить более полно познавать взаимосвязи всех компонентов природы.
	
 -  Подвести к осознанию роли природы в жизни общества. 
	
 -  Учить прогнозировать развитие природы и проводить возможную природоохранительную работу.
  
Кружок рекомендую посещать учащимся 6 - 9 классов. Главной формой работы являются походы и школьные экспедиции. Им предшествует теоретическая работа по углублению знаний ПТК, изучению методов построения физико-географического профиля, составление картосхем, ландшафтных структур. Знакомим учащихся с профессиями геолога, топографа, гидролога, астронома, изучаем правила поведения в природе. 
 Предлагаемые темы работы кружка.
Сентябрь - октябрь - ноябрь  
"Турпоход в страну знаний о родном крае". 
	-  Выступление участников походов прошлых лет.
	
 -  Рассказ о поисковой работе (демонстрация фотографий, картосхем, ландшафтных профилей).
	
 -  Домашнее задание. Кружковцам подготовить сообщение об интересных природных комплексах нашей области.
	
 -  "Физико-географическое профилирование" - что это такое?
  
Руководитель обращает внимание на изучение главного метода исследования ПТК - физико-географического профилирования. Без знаний этого метода трудно провести работу по изучению природно-территориальных комплексов. 
Объясняется учащимся, что зависимость между компонентами природы легче обнаружить, если есть комплексный профиль-чертеж, на котором в вертикальной плоскости совмещены ведущие компоненты ПТК. 
Декабрь 
"Изучение готовых профилей приготовленных учителем". 
	-  Объяснение этапов соединения профиля.
	
 -  Проведение тренировочных практических работ по построению ландшафтного профиля.
  
Январь 
"Рассказ о проведении исследования компонентов природы". 
	-  Объяснение  этапов   исследования   компонентов (климат, воды, рельеф, растительный и животный мир).
	
 -  Обучение оформлению полевого дневника.
	
 -  На примерах данных полевых дневников за прошедшие годы, учащиеся тренируются вычерчивать профиль.
  
Февраль - март 
"Подготовка к экспедиции" 
Определение цели, подбор оборудования, выбор объекта исследования, распределение обязанностей.
(Готовятся к экспедиции все ее участники. Это способствует успешному выполнению поставленных задач). 
Апрель 
"Изучение долины реки". 
Цели: 
 
	-  Углубить знания учащихся о ПТК рек. 
	
 -  Научить выделять природные комплексы и описывать их, строить ландшафтный профиль, вести научно обоснованную природоохранительную работу. 
	
 -  Развивать навыки правильного поведения в природе.
  
Апрель 
"Полевые работы". 
	-  
Обход изучаемой территории. 
	 -  
Проведение маршрутной азимутальной съемки небольшой части долины реки. (Маршрутным ходом служит русло реки, а точки стояния изучены). 
	 -  
Другая группа учащихся проводит наблюдение за рельефом и растительностью, определяет условные участки для построения ландшафтного профиля. 
	 -  
 Условие наблюдения: трасса должна иметь небольшую протяженность, должна проходить через различные территориальные комплексы: на пойме, водоразделе, склоне речной долины. 
	 -  
 Группа учащихся проводит измерения по линии профиля. 
(Его длину измеряют шагами, колебания высот определяют с помощью нивелира).  
Все данные записываются в полевой дневник, по окончании вычерчивается гипсометрическая линия профиля и обозначаются на ней точки, в которых будет проводиться комплексное изучение природы. 
	 -  
С помощью учителя определяются границы природных комплексов и проводятся исследования их компонентов, в которых наиболее характерно сочетались все природные компоненты.  
После окончания полевых работ составляется сводный журнал и на его основе ученики вычерчивают ландшафтный профиль, выделяют природно-территориальные комплексы, описывают их и объясняют причины различных комплексов на разных участках долины реки. 
	  Изучив современный растительный и почвенный покров долины реки, учащиеся придут к выводу, что в прошлом на этой территории были распространены лесные ландшафты.  
Человек вырубал леса для хозяйственных нужд (добыча п/и и др.). В результате в долине изучаемой реки сформировались сельскохозяйственные (пастбища, сенокосы), техногенные (карьер) и рекреационные ландшафты. 
 
Май 
"Закладка площадки". 
В месте отдыха и хозяйственной деятельности людей кружковцам необходимо заложить площадки наблюдений (25х25 м), в пределах которых по единой программе изучаются растительность, почвы, формы отдыха и
хозяйственной деятельности.  
Затем с помощью учителя составляется картосхема с указанием степени разрушения ландшафтов. Учащиеся делают вывод, что природа разрушается не только под влиянием хозяйственной деятельности людей, а то что наиболее изменены т.е. природные комплексы, которые находятся в местах массового отдыха. 
Школьники осознают, что разрушение природы наступает при бесконтрольном вмешательстве в ее механизмы, а целенаправленный труд улучшает природную среду, делает ее богаче и красивее.  
Во время экспедиции проводятся природоохранные мероприятия: уборка мусора, расчистка родника, сооружение оград вокруг муравейников, посадка
деревьев для закрепления участков, подверженных эрозии. 
Проводимая внеклассная работа развивает наблюдательность, приучает школьников рассматривать природу с позиции ее познавательной и эстетической ценности, способствует развитию трудовых навыков, выбору профессии. 
  
К списку статей... 
  
  
 |