| 
 Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003
 
 Сборник статей научно-практического семинара  "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф" 
От кого: Лубягина Лидия Алексеевна, учитель географии школы 1 г. Невинномысска 
Тема: Конспект урока в 8 классе об использовании краеведческого материала 
Дата: 14 февраля 2003
 Здравствуйте, уважаемые коллеги! 
Тема: Рельеф и полезные ископаемые Ставропольского края 
Цели урока: 
	-  Углубить знания, полученные на уроке при  изучении природного района Кавказ на примерах регионального краеведческого материала в разделе "География Ставропольского края".
	
 -  Продолжить развитие умения выделять причинно-следственные связи, формирование умения работы с физической и контурной картами.
	
 -  Воспитание чувства любви к Родине через познание и изучение своего края.
  
Оборудование: физическая карта России, физическая карта "Ставропольский край", рабочая тетрадь по географии края, картосхема на доске. 
Ход урока: 
 I. Вводное слово учителя: 
Ребята, на этом уроке мы продолжим изучение форм рельефа суши на примере территории своего края. Изучив тему "Кавказ" мы познакомились с вами уже и с территорией Предкавказья, где и расположен Ставропольский край.  
 II. Объяснение нового материала: 
Своеобразие рельефа Ставропольского края заключается в сложности его строения. Здесь есть узкие длинные впадины, обширные низменные равнины, возвышенности, горы разной высоты и различной формы. Поверхность края на юге поднята на 1600 метров и выше, а на севере находится на 5 метров ниже уровня океана.  
  Ребята, чтобы в этом убедиться, рассмотрите картосхему строения лакколитов Пятигорья и на основе знаний о геологическом строении расскажите о формировании вулканов по плану 
   
	-  сколько фаз внедрения магмы;
	
 -  какие породы слагают горы;
	
 -  периоды формирования;
	
 -  происходят ли изменения поверхности в настоящее время.
  
  Учащиеся работают с учебником "География Ставропольского края", дополнительной литературой ("Занимательное краеведение", В. Гниловской) и дают аргументированные ответы. 
 Далее предлагаю ребятам выполнить задание в тетради для практических работ "Ставропольеведение": 
  
	-  На физической карте Ставропольского края рассмотрите шкалу высот; определите, где размещаются низменности, возвышенности, горы. Перенесите шкалу высот на контур.
	
 -  На контуре обозначьте высшую точку Ставропольской возвышенности - гору Стрижамент.
	
 -  В южной части края отметьте неудавшиеся вулканы.
  
  Ребята, вы уже знаете, что недра Ставропольского края богаты полезнымиископаемыми. В полосе предгорий и равнинной части преобладают породы, связаннеы с морскими отложениями. Разрабатывается много месторождений строительных материалов. Природным богатством Ставрополья являются минеральные воды и лечебные грязи. Объяните, почему. Ответы учащихся. 
 Теперь предлагаю учащимся проверить свои знания по расположении на территории края полезных ископаемых в тетради для практических работ (см. вложенный файл Kontur.jpg). 
 Задание: отметьте условными знаками на контуре месторождения наиболее распространённых в крае полезных ископаемых. Учащиеся работают с атласом Ставропольского края, физической картой и рисунком учебника. 
III. Обобщение и закрепление материала: 
	-  Что нового мы узнали сегодня на уроке?
	
 -  Какие причины были основными при формировании рельефа Ставропольского края?
	
 -  Какая природоохранная работа должна проводиться в крае для сохранения его природных богатств?
	
 -  Как вы считаете, только ли природные факторы являются причиной образования оползней в окрестностях городов Ставрополя и Невинномысска?
  
IV. Задание на дом: 
	-  Закончить работу с контуром: показать цветом, соответственно шкале высот, рельеф Ставропльского края.
	
 -  По учебнику "География Ставропольского края" - стр. 24 - 33.
	
 -  Составить кроссворд по номенклатуре рельефа, геологии и полезных ископаемых края.
	
 -  Найти примеры описания гор Пятигорья, сказаний и легенд о Кавказе.
  
Использованная литература: 
	-  Физическая география Ставропольского края: Учебник для 8 кл. общеобразоват. шк. /В.В. Савельева, В.А. Шальнев, А.К. Серебряков и др. / - Ставрополь: СКИПКРО, 1995.
	
 -  Ивановский В.А. Ставропольский край. Рабочая тетрадь по географии для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ. - Ставрополь: ИРО, 2000.
	
 -  Румынина Н.С., Комарова Л.Н. Ставропольеведение: тетрадь для практических работ. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999.
	
 -  В. Гниловской. Занимательное краеведение. Ставропольское книжное издательство. 1974.
  
  Результаты проведённого урока и выполненных домашних работ: 
Эскизы заполненных контурных карт 
Творческие работы по составлению кроссвордов 
Исследовательские работы, связанные с древними легендами и сказаниями о Кавказе (Горы и нарты, Пятигорский большой провал, Название горы...?).  
  
Отзыв Чернухиной Татьяны Григорьевны, ведущий семинара, учителя географии школы 1939 г. Москва 
К списку статей... 
  
  
 |