| 
 Дистанционная Обучающая Олимпиада по Географии 2003
 
 Сборник статей научно-практического семинара  "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф" 
От кого: Бородина Светлана Дмитриевна, учитель географии школа 161 г. Омск-68 
Тема: Итоговый урок-игра по теме " Рельеф". ( 6 класс) 
Дата: 3 марта 2003
 Цели урока: проверить уровень знаний, умений и навыков по изученной теме. 
Оборудование: физическая карта мира (настенная), атласы, образцы горных пород. 
Тип урока: обобщение материала. 
Этот урок проводится с использованием игровых моментов. На доске вывешиваются карты и таблицы по теме "Рельеф". Учебниками учащиеся пользоваться не могут. Класс заранее делится на команды по 5-6 человек, которые выбирают себе капитана и название команды.  
Капитан составляет список команды, решает, кто из членов команды будет отвечать, оценивает ответы учеников, следит за порядком и дисциплиной в команде. Учитель заранее готовит для всех учащихся задания, которые выполняются в шесть этапов. 
На доске пишется тема урока и таблица, где в верхних графах даны названия команд, в левой колонке - номера заданий. По ходу урока в колонках отмечается число баллов, полученное команд 
Задание 1. Термин - понятие. 
Командам вручается конверт. В каждом конверте по 5 карточек-заданий и 10 карточек-ответов. Каждому участнику нужно взять по одной карточке и найти к ней правильный ответ. Каждая команда должна дать 5 правильных ответов, при этом капитан команды оценивает каждого отвечающего, а учитель- ответ всей команды. 
Карточки-задания командам: 
Команде "Сейсмографы": 
1. Земная кора 
2. Землетрясение 
3. Эпицентр 
4. Вулкан 
5. Гейзер 
Команде "Самоцветы": 
1. Сейсмограф 
2. Магматические породы 
3. Мантия 
4. Земная кора 
5. Рельеф 
 Команде "Эльбрус": 
1. Литосфера 
2. Минерал 
3. Горная порода 
4. Грабен 
5. Горст 
Команде "Геологи": 
1. Очаг землетрясения 
2. Вулкан 
3. Жерло 
4. Кратером 
5. Горная страна 
Примеры карточек-ответов: 
1. Прибор, фиксирующий сотрясения земной коры. 
2. Верхний твердый слой Земли. 
3. Место, где возник подземный удар. 
4. Огнедышащая гора. 
5. Природный, периодически фонтанирующий горячий источник. 
6. Сотрясение земной коры в результате разломов ее отдельных участков. 
7. Породы, из которых в основном состоит земная кора. 
8. Часть земного шара твердая и одновременно пластичная, раскаленная. 
9. Горные породы, измененные в условиях огромного давления и высокой температуры. 
10. Горные породы обломочного, химического и органического происхождения. 
 Время выполнения работы 5 минут, максимальное количество баллов 10. 
Задание 2.Определение географического положения гор: 
Пользуясь картами атласа и планом описания географического положения гор на странице 71 учебника (Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова) определить географическое положение гор:  
   1)Уральские, 
   2)Анды, 
   3)Кавказ, 
   4)Гималаи. 
Время выполнения работы 5 минут, максимальное количество баллов 10. 
Задание 3.Определение горных пород по образцам. 
Каждой команде выдается набор образцов горных пород. Необходимо определит название каждого образца горной породы, и к какой группе относится порода. Наборы образцов горных пород:  
  1)каменный уголь, мрамор, гранит, пемза; 
  2)известняк, нефть, песок, базальт;  
  3)известняк, гранит, гравий, кварцит; 
  4)ракушечник, красный железняк, глина, песчаник. 
 Время выполнения работы 5 минут, максимальное количество баллов 15. 
Задание 4. Решение географических задач. 
Задача для первой команды: 
Из кратеров вулканов или трещин в земной коре изливается на земную поверхность лава, температура которой 1200-1300 градусов. Рассчитайте приблизительно глубину скважины, где могут быть такие температуры, если считать, что через каждые 33 м глубины, температура недр в среднем повышается на 1 градус. 
Рассчитайте приблизительно глубину скважины. Где могут быть такие температуры. Если считать, что через каждые 33 м. глубины, температура недр в среднем повышается на 1 градус. 
Задача для второй команды: 
Известно, что вглубь Земли температура горных пород увеличивается на 3 градуса через каждые 100 м. Вычислите температуру горных пород на глубине 3000 м, если у поверхности Земли она составляет 5 градусов. 
Задача для третьей команды: 
Вычислите, чему равна температура воздуха в шахте, если в среднем на 100м. глубины температура в земной коре повышается на 3 градуса. Глубина шахты - 600м. Температура у поверхности Земли +4 градуса. 
Задача для четвертой команды: 
Вычислите, чему равна температура воздуха в шахте, если в среднем на 100м. глубины температура в земной коре повышается на 3 градуса Цельсия. Глубина шахты - 1000 м. Температура у поверхности Земли +10 градусов.
 Время выполнения задания 5 минут, максимальное количество баллов 15. 
Задание 5. Составь рассказ. 
Пользуясь картой и знаниями по теме, составьте устный рассказ: "История песчинки, найденной в устье реки Терек" (Терек начинается в средней части Кавказских гор). 
Время выполнения задания 5 м, максимальное количество баллов 10. 
При подведении итогов урока учитель дает 1-2 минуты командам для самооценки ответов и работы каждого члена команды. Далее капитаны команд по очереди зачитывают индивидуальные оценки каждого участника. 
Учитывая ответы капитанов команд, учитель выставляет оценки в журнал каждому ученику, объявляет команду - победителя, учитывая максимальное количество баллов, заработанное командой. 
К списку статей... 
  
  
 |